Сказки,
рассказы, стихотворения о бережливости,
представленные учащимся оказывают большое
влияние на их эмоции и положительно
влияют на их интеллектуальное и
нравственное развитие. Вопросы, заданные взрослыми
после прочтения сказок, помогут ребёнку
дать моральную оценку различным поступкам
выдуманных персонажей, а после
прослушивания рассказов – реальных
людей. Незаконченные рассказы и сказки
развивают воображение ребенка,
который легко входит в выдуманные
ситуации. Прослушивание и заучивание
яркого, образного, поэтичного произведения
(стихотворения) поможет детям в
формировании многих сложных
энергосберегающих понятий.
Использование
такого вида деятельности воздействует
на эмоционально-чувственную сферу
ребёнка и усиливает эффект формирования
навыков бережливости и экономии.
Сказки
и рассказы о бережливости
Сказка
о царе Салтане
(на
новый лад)
Три
девицы под окном
Пряли
поздно вечерком.
"Кабы
я была царица, —
Говорит
одна девица, —
В
тусклом свете не сидела б,
Люстра
классная горела б.
День
и ночь сиял бы свет
Очень
долго, много лет".
"Кабы
я была царица, —
Говорит
ее сестрица, —
Я
б к колодцу не ходила,
Кран
с водой установила.
Лихо
бы лилась вода —
Подходи,
бери всегда".
"Кабы
я была царица, —
Третья
молвила сестрица, —
Провела
бы в каждый дом
Электричество,
потом
Воду
в каждую избу.
Газ,
и свет, да и вода
Людям
ведь нужны всегда.
Но
при этом-то при всем
Счетчик
надо в каждый дом".
Только
вымолвить успела,
Дверь
тихонько заскрипела
И
в светлицу входит царь,
Стороны
той государь.
Во
все время разговора
Он
стоял позадь забора;
Речь
последней, по всему,
Полюбилася
ему.
"Здравствуй,
красная девица, —
Говорит
он, — будь царица,
Будь
хозяйкой в нашем царстве,
В
тридесятом государстве.
С
экономною женой —
Полной
чашей дом родной!"
Вопросы
для обсуждения в группе:
Сколько
девиц пряли под окном? (три);
Что
предложила первая девиц для царства?
(включить люстру);
А
когда её люстра будет гореть? (день и
ночь);
Что
предложила вторая девица? (установить
кран с водой);
Как
долго лилась вода из крана? (всё время);
Что
предложила третья девица? (провести
свет, воду, газ в каждый дом);
А
что она предложила установить в каждом
доме? (счётчики);
Зачем
нужны счётчики? (для того, чтобы
рассчитывать расход воды, газа, света);
Какая
из девиц самая бережливая и экономная?
(третья) Почему?;
А
как вы бережёте воду, свет, тепло?
Рассказ
о бережливости «Про
бабушку, внука и кота Васю»
В
одном доме бабушка да кот Василий
готовились ко Дню
рождения внука. Бабушка решила испечь
праздничный пирог.
Внук
пошел гулять с друзьями, а бабушка в это
время поставила выпекаться пирог. Она
решила также приготовить курицу и чтобы
она разморозилась, положила ее в раковину
и включила воду.
Бабушка
решила немного отдохнуть и прилегла на
диван. Через час кот Вася стал надрывно
мяукать, но бабушка очень крепко заснула.
Мяуканье услышали соседи и стали звонить
в дверь. Бабушка услышала звонки и
проснулась.
Тут
она увидела, что произошло за это время:
из печки валил дым от подгоревшего
пирога, а раковина на кухне заполнилась
водой и уже пролилась на пол. Бабушка
вытерла большую лужу на полу в кухне,
достала из печки пирог. Пирог не успел
сгореть, он только подрумянился. Бабушка
приготовила курицу, накрыла на стол,
заварила чай.
Когда
пришел внук он очень обрадовался такому
празднику. Бабушка сидела и тихонько
улыбалась, потому что знала, что это кот
Вася спас День рождения.
С
этого дня бабушка стала называть кота
важно –«господин Василий» и угощать
его вкусненьким.
Надо
помнить, что нельзя оставлять ничего
включенным иначе может случиться беда.
Вопросы
для обсуждения в группе:
Как
бабушка готовилась к празднику?
Какие
ошибки допустила бабушка?
Как
кот спас День рождения?
Допускаются
ли подобные ошибки в вашей семье, в
группе?
Свет
и велосипед
В
одном дворе жили девочка Катя и мальчик
Артём. Они были друзьями.
Скоро
наступит зима, поэтому друзья мечтали
о новых лыжах.
Однажды,
играя во дворе, Катя рассказала Артёму,
как важно бережливо относиться к свету,
воде и теплу. Им об этом говорили в школе.
«Всё это – ерунда! Вода в кране никогда
не кончится, свет не погаснет, а если
будет холодно, то можно потеплее одеться»,
- сказал Артём.
Дома
у Кати все краны были исправны, вода из
них никогда не текла просто так. Родители
купили энергосберегающие лампочки.
Катя следила за тем, чтобы не горел
попусту свет в прихожей, в ванной или
на кухне, когда там никого нет. Она
помогала маме заклеивать окна на зиму.
И
вот наступила зима. Выпал снег. В выходной
день Артём выглянул в окно. Было морозное
солнечное утро. И вдруг он увидел Катю.
Она вышла из подъезда и в руках у неё
были красивые, совершенно новенькие,
красные лыжи. Лицо Кати светилось от
счастья. Она заметила в окне Артёма и
помахала ему рукой. Артем пулей помчался
к родителям. «Мама, папа, пошли скорее
покупать мне лыжи!» - закричал он. Но
мама сказала: «Артём, в этом месяце мы
очень много заплатили за свет и за воду.
Нам не хватит денег на лыжи. Если
получится, купим лыжи в следующем
месяце».
И
Артем вдруг понял, что так ему не только
лыжи не купят, но и о новом велосипеде
придётся забыть. Тогда он позвал маму
и папу на кухню на семейный совет и
серьёзно сказал: «Я хочу, чтобы мне
купили лыжи, а к лету – новый велосипед.
Поэтому теперь мы будем бережно относиться
к свету, воде и теплу, чтобы не платить
за воду из протекающего крана и за свет
на кухне или в комнате, когда там никого
нет» «А наш сын прав!» - сказал папа.
Пролетели
зима и весна. Наступило лето. Катя вышла
во двор и увидела Артёма. «Привет, у тебя
новый велосипед? - спросила она, - Какой
красивый!» «Да! – гордо сказал Артём, -
Садись, прокачу!»
Вопросы
для обсуждения в группе:
О
чём мечтали Катя и Артём?
Как
относились Артём и Катя к воде, теплу и
свету?
Почему
только Катины родители смогли купить
лыжи?
Почему
у родителей Артёма всё-таки хватило
денег на покупку велосипеда летом?
А
как ты экономишь воду, тепло и свет у
себя дома, в группе?
Сказки
от Теплоши
Новые
приключения Колобка
Жили-были
старик со старухой. И вот как-то раз
попросил старик старуху:
– Испеки
ты мне старая, колобок румяный.
– Да
из чего испечь-то? –
удивилась старуха.
– А
ты помети по амбару да по сусекам поскреби
–
авось и наскребёшь.
Так
старуха и сделала: помела да наскребла
горсти две муки, замесила тесто на
сметане, скатала колобок, испекла в
жаркой печке и поставила на окно остывать.
Надоело Колобку на окне лежать, продуло
его: и он и покатился за советом к местным
зверям.
Катится
Колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
– Колобок,
что ты здесь делаешь?
– За
советом прикатился. Косой, скажи, что
сделать, чтобы в доме было тепло?
– Заклей
окна!
– Спасибо
косой.
И
покатился Колобок дальше, заяц только
его и видел. Катится Колобок по тропинке
в лесу, а навстречу ему серый волк:
– Колобок,
куда катишься?
– Скажи,
серый, что сделать, чтобы в доме было
теплее?
– Утепли
двери!
– Спасибо,
серый.
И
покатился Колобок дальше, только волк
его и видел. Катился колобок по лесу, а
навстречу ему медведь идёт, хворост,
кусты к земле гнёт.
– Колобок,
ты что заблудился?
– Нет,
косолапый, ищу совета. Что сделать, чтобы
в доме было теплее.
– Залатай
дыры в стене и затопи печь.
– Спасибо,
косолапый!
И
покатился домой. Рассказал Колобок деду
и бабе то, что ему звери
посоветовали.
Заклеили
они окна, утеплили двери, залатали дыры
в стене и затопили печь.
С тех пор
живут они в тепле и не знают холодов. И
всё потому, что правильно используют
тепло.
Вопросы
для обсуждения в группе:
Почему
Колобок ушёл из дома?
Какие
советы по утеплению жилища дали Колобку
заяц, волк и медведь?
Утеплены
ли окна, двери у тебя дома?
Назови
источник тепла в твоём доме. (печь,
батарея, камин)
Вовлекаясь
с малышами в мир фантазий, развивается
их воображение. Кто знает, быть может,
фантазируя с детьми уже в дошкольном
возрасте на тему энергосбережения, мы
откроем миру будущих учёных с
рационализаторскими предложениями по
альтернативным источникам энергии или
новым технологиям по экономии существующих.
Во всяком случае, малыши не просто
поглощают информацию, а стараются
преобразовывать мир в лучшую сторону.
Казка
пра Батарэю
Высока-высока
– на дзясятым паверсе дома – жыла-была
Батарэя. Настала зіма – для Батарэі
вельмі важны перыяд. Яна вельмі радавалася
таму, што стала патрэбна людзям, якія
жылі ў кватэры. А яны нават і не думалі
пра Батарэю: не ўцяплілі вокны, не
зачынялі форткі, на ноч Батарэю закрывалі
фіранкамі з тоўстай тканіны, вешалі на
яе бялізну.
Батарэя
вельмі пакрыўдзілася на жыхароў кватэры
і ў адзін з доўгіх зімовых вечароў горка
заплакала. Так плакала, што затапіла
ўсіх суседзяў.
Людзі,
у якіх жыла Батарэя, не разумелі, чаму
яна так моцна плача. Але прыйшлі суседзі
і, убачыўшы адчыненую фортку, бялізну
на Батарэі, растлумачылі неахайным
жыхарам, што Батарэя не можа абагрэць
іх кватэру, бо яны не выконваюць
элементарных правілаў зберажэння цяпла.
Менавіта па гэтай прычыне яна так моцна
плача. Гаспадары ўцяплілі вокны, знялі
доўгія фіранкі, бялізну з Батарэі,
закрылі фортку. І стала Батарэя жыць,
атрымліваючы асалоду ад таго, што
прыносіць карысць людзям. І паверце, за
ўсё жыццё яна больш ні разу не заплакала.
Пытанні
для разважавання ў групе:
Чаму
зіма
для Батарэі вельмі важны перыяд?
Чаму
пакрыўдзілася Батарэя
на жыхароў кватэры?
Якія
правілы зберажэння цяпла парушылі
жыхары кватэры?
Ці
не плача Батарэя у вашай хаце, ці ў групе?
Сказка
от Водяши
«Есть ли вода на планете Сухоша?»
Кошки
очень боятся воды. Это известно всем.
Дело в том, что, когда кошка мокрая,
окружающим сразу видно, что она вовсе
не толстая и пушистая, а очень-очень
худенькая, пока шёрстка не высохнет,
кошки этого очень стесняются.
Долго
они искали место, где нет этой нахальной,
мокрой воды.
И
вот однажды кошки узнали, что на планете
Сухоша воды нет.
Представляете,
какое счастье –
можно спокойно бегать и прыгать прямо
по дну каналов и не намочить лапки. И
решили они посмотреть, как там сухошинским
кошкам живётся. Построили наши кошки
ракету. Ну не здоровенную ракету, а так,
маленькую. Такую маленькую, что влезть
внутрь смог только маленький кот Коська.
Ну что ж, решили кошки, значит, ему и
лететь!
Прилетел
Коська на Сухошу, вышел из своей ракеты,
посмотрел вокруг, кошки вокруг ходят
грустные и какие-то серенькие. Спрашивает
Коська: «Почему вы все такие невесёлые?
У вас
же воды нету, и вас никто не заставляет
мыться!» Взглянули на Коську грустные
сухошинские коты и сказали: «Мы тоже
раньше не ценили воду. Не закрывали
краны, когда чистили зубки. Вот вода у
всех дома так капала, капала… Да и ушла
совсем. И остались у нас одни сухие
каналы. А теперь-то нам так хочется
попить чистой водички или даже (вопреки
кошачьим привычкам) искупаться. И
вылизать себя мы тоже не можем, потому
что язычки наши совсем высохли и
скрутились в трубочки. Вот теперь и
приходится всем сухошинским котам
купаться в пыли. Воды-то нет. Грязь,
конечно, от этого стирается, но от пыли
все мы стали совсем серые»,
– так
сказали Коське грустные сухошинские
коты. А когда они узнали, что есть ещё
место, где много-много воды, то сказали
Коське, что воду нужно беречь. И дали
ему Волшебные Напоминалки. Посмотрел
на них Коська – и бегом в ракету, скорее
полетел домой. Рассказал земным кошкам,
как надо экономить воду, и они решили,
что вовсе не хотят, чтобы Земля превратилась
в сухошинскую пустыню.
А
Коська со всех лапок побежал во двор,
потому что в соседних домах жило ещё
несколько кошек, которые всё ещё не
знали, как это важно – экономить воду.
Он очень хотел им это поскорее объяснить.
Коська даже принёс кошкам Волшебные
Напоминалки, которые дали ему сухошинские
коты, чтобы все знали: надо очень бережно
относить к воде.
Вопросы
для обсуждения в группе:
Почему
кошки на нашей планете Земля не любили
воду?
Почему
на планете Сухоша не было воды?
Почему
сухошинские коты были грустными и
серыми?
Давайте
попробуем составить Волшебные Напоминалки
для детей нашей группы и их родителей.
Сказки
и рассказы от Электроши
Кукла
и свинья-копилка
Каких
только игрушек не было в детской комнате!
Но
всех выше, на самой верхней полке шкафа
стояча глиняная свинья-копилка. Все
игрушки знали, что она очень богата, и
потому относились к ней очень почтительно.
Однажды вечером из ящика старого комода
выглянула кукла и сказала:
– Давай
сегодня будем играть в людей!
Кукла
решила устроить вечером настоящий
кукольный праздник. И вот, когда часы
пробили ровно полночь, кукла включила,
где только возможно,
люстры и лампочки,
и комната, коридоры, туалетная комната,
кухня наполнились ярким светом. Игрушки
начали свое представление.
"Играть
в людей" значило у них просто болтать
без умолку ни о чем особенном. При этом
игрушки никогда не кривлялись, не
передразнивали людей. Играть в людей
могли все игрушки. Даже старая детская
коляска явилась на праздник. Большая,
неповоротливая она тоже считала себя
игрушкой, хотя все остальные говорили,
что она просто мебель, а никакая не
игрушка. Но коляска из-за этого совсем
не расстроилась.
– Каждый
должен знать свое место. Пускай я и не
такая знатная госпожа, как кукла, но
тоже могу на что-нибудь сгодиться,
–
сказала коляска.
Свинье-копилке
даже специально послали письменное
приглашение на праздничный вечер,
который устроила кукла.
С важным
видом она смотрела на всех свысока.
Свинья была так забита монетами, что
они даже не звенели, когда копилку
трясли. Может быть, она была самой
счастливой на свете свиньей-копилкой.
Получив
пригласительный билет, она подумала:
"Мне и сверху все неплохо будет видно".
А игрушки тем временем устроили самое
настоящее представление –
веселую кукольную комедию. И хотя сама
комедия оказалась неважной, зато игра
актеров была просто восхитительной.
Всем очень понравился праздник. Игрушки
поблагодарили куклу за такой чудесный
праздник. И игрушки возвратились на
свои места на полках. Кукла пошла
посмотреть на счетчик и увидела
огромное-огромное число. Она очень
испугалась "Столько много света
нагорело, а где я возьму столько денег?"
А кукла знала, что деньги есть только у
свиньи-копилки. И она придумала коварнейший
план...
План.
Кукла
хотела, чтобы уснули все игрушки.
Потом
украсть свинью.
Разбить
ее.
Забрать
деньги.
Так
она и сделала, она дождалась, пока все
заснут. Когда все уснули, кукла украла
свинью и сказала:
– Если
ты не отдашь мне все свои деньги, то я
тебя разобью.
Свинья
не испугалась и решила не отдавать
деньги кукле. Кукла взяла свинью на руки
и хотела разбить, но тут одна из игрушек
сказала:
– Она
не виновата, это все ты виновата, это ты
не экономила электроэнергию.
Кукле
стало очень стыдно, потому что игрушка
говорила правду. Она отпустила свинью
и попросила простить ее. Свинья, конечно
же, простила куклу. Свинья и игрушки
решили помочь кукле заплатить за свет.
Теперь кукла знает, что такое электричество
и сколько оно стоит.
Вопросы
для обсуждения в группе:
Почему
все игрушки относились почтительно к
свинье-копилке?
Какую
игру предложила кукла?
Какую
ошибку допустили игрушки в своей игре,
и каковы были последствия?
Как
кукла хотела исправить ошибку?
Что
предложили остальные игрушки?
А
как вы бережёте электроэнергию?
Спросите
у родителей, сколько они платят каждый
месяц за расходование электроэнергии?
Коротышки,
вода и электричество
В
одном сказочном городе жили коротышки,
коротышками их называли потому, что они
были маленькие. Вокруг их домов росли
цветы: ромашки, одуванчики маргаритки.
Коротышки очень любили ухаживать за
своими цветами, они оберегали их и очень
боялись, что цветам не хватит солнечного
тепла, света и воды, поэтому у них днем
и ночью горело электричество и в домах
и на улице, а вода на цветы лилась без
меры. В особенности усердствовал
Незнайка, он был большой выдумщик. И по
мере возможности подводил свет к каждому
цветку. Коротышки не понимали, что от
этого, никакой пользы цветам нет. В
городе также жил Знайка, который также
любил цветы, но понимал, что коротышки
расходуют слишком много электроэнергии
зря. Знайка часто выступал перед жителями
города. Он говорил, что нужно экономить
электроэнергию. Коротышки со всем
соглашались, но делали всё по-своему, а
Незнайка включал в придачу
электрообогреватели, он боялся, что
цветам холодно. У него был включен
электрочайник, для того чтобы можно
было поливать цветы тёплой водой. Не
говоря о том, что при всем этом был
включен телевизор и музыкальный центр.
И вот однажды приборы у Незнайки
перегорели, а цветы погибли от перегрева
и переувлажнения и к тому же счёт за
электроэнергию пришёл очень большой.
Незнайка, расстроенный,
пришел к Знайке за советом. Знайка
объяснил, что тот во всем переусердствовал.
Незнайка не только погубил свои цветы,
но не берёг электроэнергию, которая
могла быть использована для изобретений
Винтика и Шпунтика. После разговора со
Знайкой коротышка всё понял. Он пришел
домой посадил новые цветы, и ухаживал
за ними без использования электроэнергии.
И цветы оказались самые красивые в
городе. А на сэкономленные за электроэнергию
деньги Винтик и Шпунтик изобрели новые
приборы для поливки растений. Их приборы
мало потребляли электроэнергии, но сами
поливали цветы и экономно распределяли
воду. Глядя на это, коротышки поняли,
что они зря израсходовали электроэнергию.
Начали прислушиваться к советам Знайки
и экономно использовать электроэнергию.
Вопросы
для обсуждения в группе:
Чем
увлекались коротышки в сказочном городе?
Правильно
ли поступал Незнайка? Какие он допускал
ошибки?
Какие
советы дал Незнайка Знайке?
Какие
нужно соблюдать правила при разведении
цветов в группе, дома?
Комментариев нет:
Отправить комментарий